Апперцепция определение. Апперцептивное восприятие как отражение личности

Восприятие. Основные виды, свойства и особенности восприятия

Апперцепция определение. Апперцептивное восприятие как отражение личности

страница

Источник: https://impsi.ru/general-psychology/vospriyatie-osnovnye-vidy-svojstva-i-osobennosti-vospriyatiya/

Апперцепция — это… Восприятие в психологии. Апперцепция

Апперцепция определение. Апперцептивное восприятие как отражение личности

Предметы окружающего мира имеют способность воздействовать на

Чтобы информация переродилась в целостный образ, задействуются сложные нервные связи. Осмысление восприятия осуществляется во вторичных корковых полях.

Взаимосвязь всех анализаторов дает возможность при работе лишь одного из них собрать весь образ предмета целиком.

Например, увидев камень, мы чувствуем его твердость, холод, гладкую или шероховатую поверхность, хотя даже не прикасались к нему.

Немаловажной частью деятельности восприятия является движение. Так, если специальным прибором остановить глаза, то человек перестанет видеть предмет. Умение назвать объект, то есть воспользоваться речью, дает возможность вызвать образы и с легкостью узнать их. Таким образом, апперцепция – это взаимосвязь восприятия и ранее полученных знаний, опыта, интересов и установок человека.

Помимо объединения ощущений в некий цельный образ, который личность опознает, происходит его понимание и осмысление. Все действия осуществляются благодаря прошлым знаниям. Таким образом, можно выделить особые свойства сознания:

  1. Категоризация. Любой предмет воспринимается как член обобщенного класса. Специфические свойства группы переносятся на сам объект.
  2. Вербальное опосредование. За счет этого свойства происходит абстрагирование и обобщение индивидуальных свойств предметов.
  3. Влияние установок. Можно сказать, что это почти неосознаваемая способность чувствовать, реагировать и воспринимать так, как подсказывает опыт и мотивы.
  4. Субъективность. В зависимости от своих индивидуальных факторов, разные люди воспринимают один и тот же предмет по-разному.
  5. Апперцепция. Восприятия любых содержаний обуславливается прошлыми впечатлениями и знаниями.

Один из основателей гештальтпсихологии, М.Вертгеймер, вывел шесть законов восприятия. К ним относятся:

  1. Эффект близости (объединение близлежащих фигур).
  2. Эффект сходства (предметы, сходные по цвету, форме и так далее, группируются).
  3. Фактор «общей судьбы» (предметы объединяются по изменениям, которые в них происходят).
  4. Фактор замкнутости (лучшее восприятие фигур, которые замкнуты).
  5. Фактор группировки без остатка (ряд предметов стараются сгруппировать так, чтобы отдельных фигур не было).
  6. Фактор «хорошего продолжения» (выбор менее искривленной линии из двух пересекающихся или касающихся).

Как это понятие видят разные учёные

Говоря об апперцепции, все учёные сходятся на том, что это умственная способность, с помощью которой человек осознаёт приходящие к нему идеи, как свои собственные. Это актуальное восприятие с дополнительным осознанием человеком того, что оно опирается на его личные впечатления;

Однако в философии и психологии встречается множество трактовок этого фундаментального понятия. Давайте познакомимся с некоторыми из них:

  • согласно Канту, это свойство человеческого сознания, сопровождающее процесс добровольного самопознания. Кант считал, что это свойство присуще каждому человеку, поэтому объединял все наши суждения в «трансцендентальное единство апперцепции»;
  • Лейбниц использовал термин «перцепция» для описания впечатления, не достигшего сознания. Такое «простое» восприятие человек получает через органы чувств. Важно не путать этот термин с понятием «социальная перцепция», которое относится к социальной психологии. Апперцепция же означает ощущение, которое человек уже в состоянии осознать;
  • известный психолог Альфред Адлер называл индивидуальные представления личности об окружающем мире термином «схема апперцепции». Хорошо известны его слова: «Человек всегда видит то, что хочет видеть». Адлер был уверен, что апперцепция представляет собой личную концепцию окружающего мира, которая определяет человеческое поведение;
  • в психологии Гербарта это слияние новой идеи с теми, которые уже есть в сознании посредством их изменения. Этот учёный сравнивал апперцепцию с пищей, переваривающейся в желудке;
  • в психологии Вундта это психический процесс, при котором восприятие или мысль осознаётся наиболее ясно;
  • трансцендентальная апперцепция, как отдельное понятие, связывает новые качества с прошлым опытом;
  • в общей психологии под апперцепцией понимают любое восприятие;
  • в детской психологии и педагогике трансцендентальное единство апперцепции является своеобразным инструментом. Он позволяет ребёнку успешно обучаться путём объединения новых навыков с житейским опытом;
  • медицинские психологи называют этим понятием интерпретацию индивидом своих ощущений.

Современные психологи придерживаются такой точки зрения, что апперцептивное восприятие всегда является отражением личности.

Поэтому, зная, что интересует данную личность, психолог может понять, что она из себя представляет. Итак, говорить об апперцепции можно тогда, когда в активном восприятии участвует внутреннее «я».

Схема апперцепции, предложенная Адлером, считается сегодня одним из ключевых понятий когнитивной психологии.

Известно, что чувства любой личности отражают не реальные факты, а лишь её субъективные представления, которые приходят из внешнего мира. Такая схема восприятия постоянно усиливает себя. К примеру, когда человек боится, то склонен везде видеть угрозу, что ещё сильнее укрепляет его веру в то, что окружающий мир постоянно угрожает ему.

Апперцептивный процесс наглядно демонстрирует, что накопленный личностью индивидуальный опыт всегда участвует в психической деятельности. Поведение человека никогда не является пассивным: оно всегда зависит не только от накопления нового опыта, но и от воздействия на восприятие старого опыта. Это и является проявлением апперцепции в психической жизни каждого из нас.

Само понятие «апперцепция» ввел психолог Г.Лейбниц. Д.С. Брунер предложил термин «социальная апперцепция». Это

групп, народов, рас, отдельных людей. Психолог обратил внимание на субъективность принятия окружающих людей, в отличие от предметов и явлений. Философ

поднял вопрос о трансцендентальном единстве апперцепции, суть которого состоит в том, что осознание своей личности не может быть отделено от осознания окружающей среды.

Альфред Адлер считал, что апперцепция — это жизненный стиль, выработанный человеком. На этом основании психолог разработал схему, представив этот термин как одно из основных звеньев в восприятии. И.Ф.

Гербарт апперцепцию перенес в педагогику, называя ее осознанием субъектами материала под влиянием предыдущих знаний и опыта.

Вильгелм Вундт представил данный термин как особую внутреннюю психическую силу, которая обуславливает поведение человека.

Особенности

Восприятие обладает определенными свойствами. Их можно обозначить как осмысленность, константность и предметность. Первое свойство заключается в различном восприятии разными людьми одного и того же предмета. Причина такого феномена в том, что у каждой личности свой накопленный опыт, на который она опирается.

Второе — несмотря на меняющиеся условия, восприятие свойств предмета остается относительно независимым.

Третье свойство говорит о том, что все впечатления окружающего мира люди относят к различным предметам и явлениям (синее небо, звук человеческого голоса и так далее). С предметностью связана осмысленность.

К полученным новым впечатлениям всегда примешиваются прошлый опыт, знания, на их основе человек узнает предмет.

Перцепция и апперцепция

Апперцепция – это одно из важных психических свойств человека, действием которого является условное восприятие предметов и явлений в окружающем мире, в зависимости от его взглядов, интересов и опыта. Что касается перцепции, то это понятие включает в себя прием и преобразование сенсорной информации, с помощью которой формируется субъективный образ объекта.

Понятие объясняет понимание себя и другой личности, и на этой основе установление взаимодействия и взаимопонимания. Эти два термина разделил известный ученый Г.Лейбниц. Психолог показал, что апперцепция является основным условием самосознания. И добавил в понятие память и внимание. Таким образом, апперцепцией называется сочетание главных психических процессов.

Психика личности

1. Психика – свойство живой, высокоорганизованной материи.

2. Психика способна воспринимать информацию об окружающем мире и рождать образ материальных объектов.

3. На основе полученной информации извне происходит регуляция внутренней среды личности и формируется ее поведение.

Самыми распространенными методами исследования восприятие в психологии являются тесты. В основном это представители двух видов – апперцепции символов и тематической апперцепции.

Первый тест состоит из 24 карточек с символами, взятыми из сказок и мифов. Испытуемый группирует карточки как ему удобно. Следующим этапом исследования является предложение дополнить символы еще одним недостающим. Далее опять происходит группировка, но уже на известные категории: «любовь», «игра», «власть», «познание».

Второй тест представлен в виде набора таблиц с черно-белыми фотографиями, которые выбираются с учетом возраста и пола испытуемых. Задача тестируемого — составить сюжетный рассказ, опираясь на каждую картинку. Используется данная методика в случаях психотерапевтической и дифференциальной диагностики при отборе кандидатов на важные посты.

Тест для исследования детей

Детской апперцепции тест был создан Л.Беллак и С.С.Беллак. Исследование по этой методике проводится с детьми в возрасте от 3 до 10 лет. Суть его в демонстрации различных картинок, на которых изображены животные, занятые разной деятельностью.

Ребенку предлагается рассказать историю, опираясь на картинки (чем заняты животные, что происходит на изображении и так далее). После описания психолог переходит к уточняющим вопросам.

Важно показывать картинки в определенной последовательности, в порядке их нумерации.

Данная методика дает возможность выявить следующие параметры:

  1. Ведущие мотивы и потребности.
  2. Отношения с родственниками (братьями, сестрами, родителями).
  3. Внутриличностные конфликты.
  4. Особенности защитных механизмов.
  5. Страхи, фобии, фантазии.
  6. Поведение среди сверстников.

Беря за основу понятие «апперцепция» (это осознанное, осмысленное, вдумчивое восприятие реальности исходя из прошлого опыта), важно вовремя подкорректировать влияние полученных знаний у ребенка, чтобы в дальнейшем у него сложились правильные понятия об объектах мира.

Фундаментальное качество психической жизни

Апперцепция также является одним из самых сложных психических процессов, известных в психологии. Этот термин относится к восприятию человека. Так психологи называют интерпретацию впечатлений, которые каждый человек получает через органы чувств.

Без этого понятия невозможно представить протекание любого психического процесса. Вот простой пример, позволяющий лучше понять, что представляет собой апперцепция в психологии. Допустим, человек пришёл на тематический семинар, где рассказывается какая-то новая информация, которая никак не связана с его интересами.

Итак, апперцепция в психологии (от латинских слов ad — «к», perceptio — «восприятие») является одним из фундаментальных психических свойств.

Любое восприятие предметов или явлений окружающего мира всегда обусловлено личным опытом. Личность осознаёт свои впечатления благодаря пониманию целостности своей психической жизни, а также запасу накопленных знаний.

Мы постоянно сталкиваемся с необходимостью интерпретации своих ощущений.

Процесс апперцептивного восприятия характеризуется несколькими свойствами:

  1. Воспринимаемые таким образом впечатления отличаются большей яркостью, живостью, отчётливостью.Поэтому часто апперцептивное восприятие отождествляется с сознательностью либо вниманием;
  2. Такие впечатления характеризует большая напряженность и активность. Этот процесс тождественен усилию воли;
  3. Человек апперцептивно воспринимает то, что его волнует или интересует больше всего, особенно это касается личностного «я». Такой процесс тесно связан с интересами личности.

Характеристика

Можно сказать, что человек целиком состоит из своих представлений. А все свои представления мы получаем через наши органы чувств. К примеру, когда мы говорим: «Сегодня облачно», то делаем такой вывод на основании своего зрения. Апперцепция, как более сложный процесс восприятия, идёт на один шаг дальше, так как рассматривает новые явления относительно всего прошлого опыта.

Схема апперцепции в философии

Апперцепция так или иначе проявляется в течение всей жизни человека, и в этом смысле её можно отнести к философскому понятию. В философии Канта есть такой термин, как «трансцендентальное единство апперцепции». Этот философ интерпретировал это явление как единство самосознания человека, которое даёт наглядное представление «я мыслю», но не опирается на органы чувств.

Апперцептивное восприятие любого впечатления зависит от деятельности, которая основывается на сопоставлении, сравнении и соединении. Трансцендентальная апперцепция включает в себя все эти качества.

Согласно теории Канта, трансцендентальное единство апперцепции представляет собой деятельность незамутнённого интеллекта, когда человек посредством воспринятых впечатлений создаёт полный объём представлений и понятий.

Вот ещё один пример для лучшего понимания этого философского понятия: если звук воспринимается ушами, но до сознания не доходит, то это перцепция. Если же человек слышит звук сознательно, тогда можно говорить об апперцепции. Это качество восприятия помогает нам усваивать новые понятия, обогащает наше сознание.

Источник: http://medrakurs70.ru/blog/appertseptsiya-vospriyatiya-eto/

Апперцепция: определение и значение термина

Апперцепция определение. Апперцептивное восприятие как отражение личности

Апперцепция в психологии рассматривается как один из этапов познания объектов. Апперцепция включена в восприятие. В процессе восприятия участвуют высшие когнитивные механизмы, в результате работы которых происходит интерпретация сенсорной информации.

Сначала мы ощущаем стимул, затем с помощью восприятия интерпретируем ощущаемые явления, и создается целостный образ. Именно он трансформируется под воздействием прошлого опыта, что и называется апперцепцией.

После апперцепции объект имеет индивидуальную, личностную окрашенность. Вся жизнь человека, сознательно или бессознательно, – процесс апперцепции. Это не спонтанный акт, а постоянная оценка нового опыта через присутствующие в человеке знания, впечатления, идеи, желания.

Опыт накладывается на новые впечатления, и нам уже сложно определить, что из двух факторов вносит большую долю в наши суждения о предмете на данный момент – объективная реальность или наши индивидуальные особенности (желания, опыт, предубеждения). Подобное взаимоотношение объективного и субъективного приводит к тому, что невозможно с точностью определить, где вмешиваются в суждения, например, предрассудки.

История термина и его значение в жизни людей

Слово «апперцепция» состоит из двух частей на латинском языке: ad, которое переводится как «к», и perception – «восприятие». Сам термин апперцепция ввел Лейбниц.

Под ним он подразумевал сознательные акты восприятия, подчеркивая их отличие от несознательных, которые в свою очередь называл перцептивными. Термин апперцепция долгое время находился в ведении философии.

Вольф, Кант, Фихте, Гербарт, Гегель и Гуссерль подробно рассматривали его и анализировали:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Кант, заимствуя термин Лейбница, использует апперцепцию для обозначения врожденной способности сознания устанавливать связь между впечатлениями и возводит ее в ранг источника знания.
  • Всякое познание, по мнению Гербарта, оставляет след, остаточный эффект в уме, который изменяет все будущие акты восприятия.
  • В современной психологии можно выделить определение Лангле, в нем апперцептивной является психическая деятельность, посредством которой восприятие ассимилируется с предыдущим интеллектуальным и эмоциональным опытом и становится более ясным.

Проблема в том, что новое с трудом может взбаламутить запас уже имеющихся у нас представлений и идей. К чему же это ведет? Благодаря апперцепции с годами люди становятся консервативнее. У них уже имеется устойчивая система идей, и все, что поступает извне и не вяжется с ней, игнорируется.

Но с другой стороны, благодаря апперцепции процесс обучения можно сделать в разы эффективнее. По мысли последователей Гербарта, каждый новый элемент знания должен быть сознательно включен в прошлый опыт и связан с той информацией, которой учащиеся уже хорошо овладели.

Рекомендуем: Ассоциативная психология

Таким образом, участие механической памяти может быть сведено к минимуму, не нужно никакой зубрежки. Организуется полноценное включение нового в систему знаний человека, а главное, при этом часто случается радость открытия, что в свою очередь ведет к желанию повторить подобный опыт. Главное – провести достаточное количество связей между старым и новым.

Примеры влияния прошлого на настоящее

Предшествующее знание о мире и его объектах обнаруживается всегда. Это не так просто проиллюстрировать. Допустим, вы сидите в кресле, а рядом ребенок собирает какое-нибудь сооружение из кубиков «лего».

Если вы задремали, уже увидев, какой бастион возник под его рукой, и пока вы спали, он его разобрал на мелкие, но все же связанные части, то практически без труда, проснувшись, вы сможете вспомнить, к чему относилась та или иная часть.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Зашедший же человек, который не видел сооружения, вряд ли сможет указать на то, что на полу лежат части разобранного бастиона, – он может предположить, что это просто детальки, соединенные наспех, чтобы они не растерялись, или что это части любого здания – может быть, пожарной части или полиции.

Рекомендуем: Абстракции и абстрактное мышление

Апперцепция – это прямое следствие научения. Если бы мы не обладали этим свойством, вряд ли мы смогли бы быстро проводить параллели и понимать, как работать с новым стимулом. Один раз с трудом прочитав предложение, мы бы каждый раз заново учились, что буквы складываются в слова, а каждое слово несет свой смысл. Нам вновь и вновь пришлось бы давать внешним и внутренним стимулам значение.

Научившись значениям сигналов от органов чувств, мы приобретаем сеть ассоциаций, благодаря которым нам легче интерпретировать стимулы внешнего мира. К примеру, когда вы слышите балалайку, вы можете сразу же провести параллель с традициями славян, их культурой, а конкретно – с их танцами и развлечениями. Проще говоря, на наше представление о мире влияет взаимодействие двух структур:

То, что мы знаем об объекте, накладывается на то, что мы ощущаем в процессе его непосредственного восприятия, и мы получаем образ объекта в данный момент. Это помогает нам читать, писать, относить людей и явления к той или иной группе, но это и приводит к множественным заблуждениям и проблемам.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Тест на психодинамику

На основе знания о роли апперцепции в восприятии людей, событий, идей и объектов Мюррей разработал апперцепционный тест. Позже возникли его вариации, все они сосредоточены на оценке либо какой-то одной ведущей психической структуры личности или их совокупности. Это могут быть:

  • Стремления.
  • Желания.
  • Мотивы.
  • Страхи.
  • Направленность.
  • Опыт.

Тест представляет собой картинки, по которым испытуемые должны написать рассказы. В них люди излагают, что, по их мнению, происходит с персонажами изображений: что было до зафиксированного момента, что будет потом. Необходимо отразить также переживания, чувства, эмоции и мысли, которые могли бы принадлежать персонажам, по мнению испытуемых.

Кроме картинок с ситуациями есть белый лист. Эта часть теста обнажает актуальные проблемы человека. Здесь испытуемый должен составить рассказ по картинке, которую он сам придумает! В процессе апперцепции прошлый опыт и содержание психики актуализируются в историях испытуемых.

Апперцепция работает, так как обследуемые ничем не ограничены. Главное – создать у них правильное впечатление, иначе тест не удастся, они не должны знать, что выявляется, к тому же важны атмосфера и мастерство проводящего диагностику. К разным типам личности требуется свой подход.

Рекомендуем: Гипермнезия — что это?

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

По тому же принципу устроен метод свободных ассоциаций. Его ввел отец психоанализа Зигмунд Фрейд. Уже Юнг отмечал, что свободные ассоциации при предъявлении стимула происходят легче и с меньшим количеством защит, поэтому становится проще добраться до неосознаваемого содержания сознания.

Резюме

В середине 20 века Эдвин Боринг высказал мысль о специфической функции восприятия, которая, по его мнению, заключается в экономии мыслительной деятельности. Оно отбирает и определяет наиболее важное, чтобы именно это сохранилось.

И с этой точкой зрения согласны когнитивные психологи. Таким образом, у человека есть фильтры для того, чтобы отбросить одно и сохранить другое, проигнорировать часть и заметить самое существенное и решающее для его жизни и успешной деятельности.

Но как будет происходить принятие решения «игнорировать или сохранить»? Безусловно, на основе прошлого опыта и сиюминутных порывов. Так что надеяться на то, что получится враз освоить какую-нибудь область науки или понять сложные явления, не стоит – важны методичность и богатство ассоциаций, связанных с этой темой или смежными с ней.

Уильям Джеймс считал (на основе рассмотрения апперцепции), что различие в мнениях по поводу какого-то факта доказывает скудость ассоциаций спорящих. Их несогласие уже обнажает недостаточность всех конкурирующих объяснений, а для устранения противоречия им понадобилось бы увеличить свой запас идей и представлений или даже ввести новое понятие для рассматриваемого явления.

Рекомендуем: Понятие аутентичности в психологии

Окружающий мир полон загадок, восприятие новых веяний невозможно без постоянного развития, расширения сети ассоциаций.

Чем она шире, чем больше впечатлений и переживаний, тем больше человек способен увидеть в любом объекте, тем с большим количеством других явлений пересечь его и понять глубже.

И если появится что-то необычное, он все равно сможет через уже изученное уяснить новое и не отстать от быстро развивающегося мира. Екатерина Волкова

Источник: https://www.grc-eka.ru/eto/appercepciya.html

Апперцепция – это… Восприятие в психологии. Апперцепция – тест

Апперцепция определение. Апперцептивное восприятие как отражение личности

Наш прошлый опыт, цели и мотивы деятельности играют одну из главных ролей в восприятии окружающего мира, его предметов и явлений.

История понятия

Само понятие «апперцепция» ввел психолог Г.Лейбниц. Д.С. Брунер предложил термин «социальная апперцепция». Это восприятие социальных групп, народов, рас, отдельных людей.

Психолог обратил внимание на субъективность принятия окружающих людей, в отличие от предметов и явлений.

Философ Иммануил Кант поднял вопрос о трансцендентальном единстве апперцепции, суть которого состоит в том, что осознание своей личности не может быть отделено от осознания окружающей среды.

Альфред Адлер считал, что апперцепция – это жизненный стиль, выработанный человеком. На этом основании психолог разработал схему, представив этот термин как одно из основных звеньев в восприятии. И.Ф.

Гербарт апперцепцию перенес в педагогику, называя ее осознанием субъектами материала под влиянием предыдущих знаний и опыта.

Вильгелм Вундт представил данный термин как особую внутреннюю психическую силу, которая обуславливает поведение человека.

Физиология восприятия

Предметы окружающего мира имеют способность воздействовать на анализаторы людей. Чтобы информация переродилась в целостный образ, задействуются сложные нервные связи. Осмысление восприятия осуществляется во вторичных корковых полях.

Взаимосвязь всех анализаторов дает возможность при работе лишь одного из них собрать весь образ предмета целиком. Например, увидев камень, мы чувствуем его твердость, холод, гладкую или шероховатую поверхность, хотя даже не прикасались к нему.

Немаловажной частью деятельности восприятия является движение. Так, если специальным прибором остановить глаза, то человек перестанет видеть предмет. Умение назвать объект, то есть воспользоваться речью, дает возможность вызвать образы и с легкостью узнать их.

Таким образом, апперцепция – это взаимосвязь восприятия и ранее полученных знаний, опыта, интересов и установок человека.

Восприятие в психологии

Помимо объединения ощущений в некий цельный образ, который личность опознает, происходит его понимание и осмысление. Все действия осуществляются благодаря прошлым знаниям. Таким образом, можно выделить особые свойства сознания:

  1. Категоризация. Любой предмет воспринимается как член обобщенного класса. Специфические свойства группы переносятся на сам объект.
  2. Вербальное опосредование. За счет этого свойства происходит абстрагирование и обобщение индивидуальных свойств предметов.
  3. Влияние установок. Можно сказать, что это почти неосознаваемая способность чувствовать, реагировать и воспринимать так, как подсказывает опыт и мотивы.
  4. Субъективность. В зависимости от своих индивидуальных факторов, разные люди воспринимают один и тот же предмет по-разному.
  5. Апперцепция. Восприятия любых содержаний обуславливается прошлыми впечатлениями и знаниями.

Один из основателей гештальтпсихологии, М.Вертгеймер, вывел шесть законов восприятия. К ним относятся:

  1. Эффект близости (объединение близлежащих фигур).
  2. Эффект сходства (предметы, сходные по цвету, форме и так далее, группируются).
  3. Фактор «общей судьбы» (предметы объединяются по изменениям, которые в них происходят).
  4. Фактор замкнутости (лучшее восприятие фигур, которые замкнуты).
  5. Фактор группировки без остатка (ряд предметов стараются сгруппировать так, чтобы отдельных фигур не было).
  6. Фактор «хорошего продолжения» (выбор менее искривленной линии из двух пересекающихся или касающихся).
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.